Проверка органами ГФС: запрос и его основания

Новости E-DOC: Проверка органами  ГФСВопросы, касательно проведении проверок налоговыми органами, отображены в письмах ГФС.

Так в письме №5514/6/99-99-22-04-02-15 от 14.03.2016г. ГФС разъясняет, что заходя с проверкой, органы государственной налоговой службы предъявляют налогоплательщику копии приказа органа ГФС о проведении проверки согласно норм НКУ. И именно копий, предоставление же оригинала приказа налогоплательщику Налоговым Кодексом не предусмотрено.

Кроме того, получая копию приказа о проверке с подписью руководителя контролирующего органа или его заместителя, НКУ не регулирует то, какой именно печатью скрепляется их подпись.

При этом Высший административный суд высказал свою позицию, что отдельные дефекты оформления решения контролирующего органа не делают его противоправным и, как следствие, их решение не должно быть отменено. Если спорное решение принято контролирующим органом в пределах своей компетенции и из его содержания можно четко установить содержание этого решения, то такой документ может быть правомерным даже в случае, когда не соблюдены отдельные элементы формы спорного решения.

В письме ГФС №5614/6/99-99-22-04-02-15 от 15.03.2016г. отмечается, что возможность назначения документальной внеплановой проверки на основании того, что налогоплательщик не предоставил ответа на запрос контролирующего органа, определяются НКУ. В НКУ содержатся некоторые нормы относительно непредоставления налогоплательщиком ответа на письменный запрос контролирующего органа, определенные п.п. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.9.

Напомним, что согласно этих норм, возникают основания для внеплановой проверки налоговой, если ими был направлен обоснованный запрос о представлении информации и ее документального подтверждения, и в течение месяца физлицо или юрлицо не отреагировало на запрос налогового органа (п.73.3 ст.73 НКУ). Если же налогоплательщик отвечает в установленный срок на запрос органа ГФС (как правило, это 10 рабочих дней), то отсутствуют основания для проведения внеплановой проверки.

Основания для направления должны быть определены именно законом, перечень запрашиваемой информации также только определенный законом, и запрашиваемая информация должна быть необходима для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач.

Сервис E-DOC обращает ваше внимание, что получение запроса составленного с нарушением требований, которые изложены в абз.1 и 2 п.73.3 ст.73 НКУ, плательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.

Резюмируя вышесказанное, выделим главные пункты, которые должны содержаться в запросе контролирующего органа:

  • основания для направления запроса в соответствии с настоящим пунктом с указанием информации, которая это подтверждает;
  • перечень запрашиваемой информации, и перечень документов, которые предлагается предоставить;
  • печать контролирующего органа, подпись руководителя или его заместителя.

Зачастую налоговые органы пренебрегают этими нормами и не приводят основания для направления запроса налогоплательщику, либо при указании оснований, могут указать не те, которые определены п.73.3 ст.73 НКУ.

Тем, кто использует электронный обмен документами, напоминаем, что первичные документы, созданные в электронном виде, должны соответствовать требованиям законодательства про электронные документы и электронный документооборот, согласно п.2.3 Приказа МФУ №88 от 24.05.1995г.

Share on Google+0Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn0Share on VK