О применении законодательства в сфере электронной цифровой подписи

Новости E-DOC: О применении законодательства в сфере электронной цифровой подписиМинюст в письме от 15.04.2016г.№12906/10445-0-33-16/13.0.1 рассмотрел вопросы применения законодательства в сфере электронной цифровой подписи во время предоставления АЦСК услуг ЭЦП субъектам декларирования.

Эти вопросы тесно коснулись чиновников, которые обязаны ежегодно до 01 апреля представлять декларацию лица за прошедший год по форме, определяемой Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции Украины.

Кроме того, в соответствии с абзацами 1 — 3 части I ст.47 Закона Украины «О предотвращении коррупции» представленные декларации включаются в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Национальное агентство, которое ведет данный госреестр, обеспечивает открытый круглосуточный доступ к нему на своем официальном сайте для просмотра и свободного использования информации о декларациях госслужащих всех уровней.

Однако, как и любой электронный документ, он должен быть подписан ЭЦП. Электронная цифровая подпись предназначена для обеспечения деятельности физических и юридических лиц, осуществляемой с использованием электронных документов, — как известно из частей 1-2 ст.4 Закона «Об электронной цифровой подписи».

Законом обозначено, что ЭЦП используется субъектами электронного документооборота, которыми могут быть физлица и юрлица, для идентификации подписанта и подтверждения целостности данных в электронной форме. И органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной формы собственности для засвидетельствования действия открытого ключа используют только усиленный сертификат ключа (ч.I ст.5 Закона об ЭЦП).

Использование ЭЦП для подписания деклараций о доходах чиновников регулируется также Порядком применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности (Постановление КМУ от 28.10.2004 №1452), где п.12 указывает, что в усиленном сертификате открытого ключа подписанта дополнительно указывается его принадлежность к организации и должность, которую он занимает.

Те должностные лица, которые прекратили свою деятельность на госслужбе, обязаны подать декларацию на следующий год после ее прекращения за прошлый годовой период (абзац 2 ч.II ст.45 Закона).

И здесь возникает вопрос, какой ключ ЭЦП использовать должностному лицу. Заместитель Министра юстиции Антон Янчук объясняет, что подписант использует в процессе выполнения своих должностных обязанностей личный ключ и использование его в других случаях запрещается. Поэтому, когда должностное лицо покидает свое рабочее место, то он лично или учреждение обращается в АЦСК для отмены усиленного сертификата его открытого ключа, который генерировался для использования в работе касаемо исключительно деятельности учреждения. При этом личный ключ работника уничтожается методом, который не допускает возможности его восстановления (п.15 указанного выше Порядка).

Соответственно, после того как лицо, занимавшее должность, предполагающую выполнение функций государства или местного самоуправления, уволено — может получить усиленные сертификаты открытого ключа как физлицо в течение отчетного года. Если ЭЦП оформляет учреждение, то они, пользуясь п.5 Порядка, получают услуги от АЦСК на договорных началах. Если подписант самостоятельно осуществляет генерацию личного и открытого ключей в учреждении, то засвидетельствование действия открытого ключа может быть осуществлено только в одном АЦСК.

Учитывая такие возможности оформления ЭЦП, Минюст особенно подчеркивает, что чиновники не могут использовать одновременно несколько действующих усиленных сертификатов открытого ключа (п.17 Порядка) – должностное лицо может накладывать на электронный документ только одну электронную цифровую подпись. Но запрещено удостоверение открытого ключа одной и той же пары ключей различными АЦСК (п.5 Порядка), а его удостоверение в одном АЦСК может быть осуществлено.

Так, удостоверение открытого ключа другой пары ключей может быть осуществлено в другом АЦСК. Это ограничение введено с целью предотвращения повторного формирования усиленного сертификата для одного и того же открытого ключа различными аккредитованными центрами сертификации ключей, а также во избежание превышения двухлетнего срока действия личного ключа и соответствующего ему открытого ключа.

Письмо Минюста, направленное на разъяснение использования ЭЦП должностными лицами, выражает такую позицию, что чиновники могут использовать две и более пары ключей для выполнения своих должностных обязанностей, но не могут использовать одновременно несколько действующих усиленных сертификатов открытого ключа, при этом на электронный документ накладывается только одна ЭЦП.

Share on Google+0Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn0Share on VK