Нововведения по НДС

E-DOC про Нововведения по НДСС 1 января 2017г. вступили в силу ряд законодательных актов, значимых для налогоплательщиков. Изменения коснулись каждого, кто ведет предпринимательскую деятельность в Украине. Изменения для плательщиков налогов мы предоставили ранее в коротком дайджесте.

E-DOC следит за обновлениями в законодательстве, регулярно обновляя базу. И теперь рассмотрим подробно нововведения по НДС, которые уже вступили в силу.

Регистрация НН / РК

Новые сроки регистрации НН / РК.

Внимание (!): С 01.01.2017 г. изменены сроки регистрации НН/РК в ЕРНН (п. 201.10 НК). Они стали немного гуманнее. Отменен 15-дневный срок регистрации налоговых накладных. Поэтому теперь все зависит от того, в какой (первой или второй) половине месяца составлены НН/РК (см. табл. 1).

Ранее подобные сроки уже действовали при регистрации НН / ЖК III квартала 2015 года, т. е. июльских / августовских / сентябрьских НН / РК (п. 39 подраздела 2 разд. ХХ НК). И вот теперь они введены для всех НН / РК на постоянной основе.

Таблица 1. Срок регистрации НН/РК в ЕРНН

НН/РК составлена:

Срок регистрации:

в первой половине месяца

до последнего дня (включительно) месяца составления

с 1 по 15 календарный день месяца включительно

во второй половине месяца

до 15 календарного дня (включительно) следующего месяца

с 16 по последний день месяца включительно

Примеры. Без штрафов:

— НН / РК, составленные с 1 по 15 января, нужно зарегистрировать в ЕРНН до 31 января 2017 (включительно);

— НН / РК, составленные с 16 по 31 января, нужно зарегистрировать в ЕРНН до 15 февраля 2017 (включительно).

Предельный срок регистрации НН / РК — 365 дней.

— Во-первых, в п. 201.10 НК прямо прописали «максимальный» (предельно допустимый) срок регистрации НН / РК (ранее он в Налоговом кодексе не фигурировал, а контролеры его установили самовольно в 180 календарных дней).

— Во-вторых, с 01.01.2017 г. такой предельный срок регистрации НН / РК увеличен (!) с 180 до 365 календарных дней.

Теперь зарегистрировать НН/РК можно в течение 365 календарных дней. Позднее — нельзя.

Важный нюанс о регистрации РКНН. В п.192.1 НК внесли косметическую правку и наконец-то уточнили, что «уменьшающие» РК к старым доиюльским НН (составленных до 01.07.2015 г. «на покупателя») регистрировать должен покупатель. Ранее такая норма фигурировала только в п.16 Порядка №569. Теперь эта норма закреплена и в Налоговом кодексе.

Предельный срок для отображения налогового кредита (365 дней) — для всех плательщиков.

Попутно откорректировали п.198.6 НК. 365-дневный срок для отражения налогового кредита (НК) теперь введен для всех плательщиков, включая и кассовиков (бывший 60-дневный НК-срок для них отменили).

ПН/РК за периоды возникновения ΣПеревищ можно регистрировать, не считая лимит.

У налогоплательщиков появится новая возможность (новый п. 2001.9 НК): регистрировать НН/РК за те периоды, в которых возникло ΣПеревищ, даже при недостаточном «текущем» лимите регистрации. Главное условие для этого, чтобы сумма налога с таких НН/РК вписывалась в «свое» ограничение — так сказать, не превышала «свой» лимит, просчитанный как:

ΣПеревищ — ΣПЗ по декларациям за периоды с 1 июля 2015 + ΣпопРах.

Что это значит? То, что поскольку уже в прошлом приходилось пополнять НДС-спецсчет, чтобы оплатить налоговые обязательства по этим декларациям (пусть НН/РК и не зарегистрированы, но, значит, через НДС-спецсчет оплачены), то дальше для их запоздалой регистрации не нужно снова пополнять НДС-спецсчет. Итак, если формула соблюдается, повторно пополнять НДС-спецсчет «под» запоздалую регистрацию таких НН / РК не нужно. В таком случае нехвата текущего лимита регистрации – не помеха.

Штрафы за нерегистрацию НН/РК

В этом случае все, наоборот, усилено. С 01.01.2017 г. изложена в новой редакции «штрафная» ст.1201 НК. Отныне статьей предусмотрено, что штрафы за несвоевременную регистрацию или нерегистрацию применяют ко всем (!) НН/РК (с суммой НДС). Причем, похоже, в том числе и к тем НН/РК, которые не выдаются покупателю. По крайней мере, такой вывод следует из пояснительной записки к законопроекту.

Хотя есть и исключение – формулировка в скобках (случай, когда штрафы не начисляются). Но такая норма-исключение прописана неоднозначно, из-за чего может толковаться по-разному. Например: таким предостережением от штрафов законодатели освободили те налоговые накладные, которые не выдаются покупателям, и при этом, кторые составлены на нулевые (ставка 0% НДС) или льготные поставки (обозначив в скобках, что штрафы со ст. 1201 НК к ним не применяются). Но есть большое «но» в таком случае.

На самом деле применить к таким НН / РК штраф просто невозможно. Ведь штрафы вычисляют суммы НДС (!), которой в «льготных» или «нулевых» НН / РК просто нет! Поэтому оштрафовать за такие НН / РК невозможно. И, кстати, по большому счету, особого не имеет значения, какими будут эти НН / РК: которые выдаются покупателям или не выдаются. Зачем тогда их указывать в скобках? Это рождает вопрос, какие же из НН / РК защищены от штрафов? И ответа от контролирующих органов пока нет.

Если НН/РК в результате вообще не зарегистрировать, то в целом штраф может достигать 100% НДС (накладывается по частям 50% + 50%). Ранее размер штрафа за такое нарушение был вдвое меньше и составлял только (!) 50% НДС. Теперь же за нерегистрацию НН/РК придется уплатить всю сумму НДС в качестве штрафа. Лучше пополнять НДС-спецсчет для регистрации НН/РК, чем расплачиваться штрафом (подробнее см. табл. 2).

Таблица 2. Штрафы при регистрации НН/РК

E-DOC: Штрафы при регистрации НН/РК 2017

А вот п.1201.3 НК, который применяется для штрафования продавца за ошибки в обязательных реквизитах НН (по жалобе-Д8 покупателя *), фактически остался прежним.

Напомним, допущение продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов НН, выявленных контролирующим органом по результатам проверки, проведенной по заявлению покупателя, влекут за собой наложение на плательщика налога-продавца штрафа в размере 170 грн. и обязательства исправить такие ошибки! Подробную информацию об этом мы публиковали в обзоре о блокировке регистрации НН и штрафах за ошибки в реквизитах.

* Обратите внимание: срок, в течение которого контролеры должны нагрянуть с документальной проверкой с продавцом по жалобе покупателя, увеличен с 15 до 90 календарных дней (п. 201.10 НК).

Ну и напомним, что штрафуют в таких случаях контролирующие органы налоговыми уведомлениями-решениями (НУР, укр. – ППР):

  • За несвоевременную регистрацию / нерегистрацию НН/РК – НУР по форме «Н» (приложение 13 к Порядку направления контролирующими органами НУР налогоплательщикам, утвержденного приказом Минфина от 28.12.2015 г. № 1204);

  • За ошибки в обязательных реквизитах НН – НУР по форме «ПН» (приложение 14 к настоящему Порядку).

Код УКТ ВЭД в НН — для всех товаров и услуг

Очень важно! С 01.01.2017 г. В НН/РК вводится сплошное кодирования всех (!) товаров и услуг (п.п. «і» п. 201.1 НК). Ранее это касалось только подакцизных и импортных товаров.

При этом:

— Для подакцизных и импортных товаров код УКТ ВЭД в НН/РК отмечают полностью;

— Для остальных товаров код (согласно УКТ ВЭД) и для услуг код (согласно Классификатору услуг) можно указывать неполностью — можно только первые 4 цифры кода.

Впрочем, для 2017 года по этому поводу установили послабления в виде моратория на штрафы за «кодовые» ошибки (п. 351 подраздел 2 разд. ХХ НК). Поэтому к 31 декабря 2017г. штрафные санкции согласно п. 1201.3 НК за ошибки, допущенные при указании кода товара (согласно УКТ ВЭД) и/или кода услуги (согласно Классификатору услуг), не применяются. Таким образом, даже по жалобе покупателя за «кодовые» ошибки в 2017-м продавцов штрафовать не будут.

Хотя тогда в неудобную ситуацию попадает покупатель. Ведь правильный код в НН / РК — залог его налогового кредита (НК) (п. 201.10 НК). Поэтому наверняка покупатель станет просить продавца исправить код через РК. А значит, к кодированию придется подходить внимательно в любом случае.

Расчеты по УР — через НДС-счет

Очень важно! Доплачивать налог (а заодно, судя по всему, и 3% самоштраф) по уточняющим расчетам (УР) теперь следует на НДС-спецсчет (пп. 2001.2, 2001.6 НК). Напомним, раньше всех настойчиво приучали делать по-другому: в 2015 — 2016 гг. все УР-доплаты перечисляли с текущего счета прямо в бюджет, то есть «мимо» НДС-спецсчета (как было предписано п. 25 Порядка № 569). Теперь ввели единый подход: по УР доплачиваем налог, как и по декларации – на НДС-спецсчет.

Ну а уже с НДС-счета в бюджет такие суммы Казначейство перечислит самостоятельно по данным реестров, полученных от налоговиков. К тому же, Казначейству налоговики могут передавать и корректирующие реестры (для уточнения данных реестров, полученных ранее). Надеемся, что благодаря им, например, «уменьшающие» УР смогут уменьшать текущие НО плательщика (уменьшая в результате сумму, подлежащую уплате на НДС-спецсчет, а из него — в бюджет).

Но есть одно но! Исключение – расчеты по УР по «старым» доспецсчетовым периодам. Указанное выше их не касается – с ними остается все по-старому. То есть уплата налоговых обязательств, возникших до 1 июля 2015 года, и/или погашения налогового долга по налоговым обязательствам, возникшим до этой же даты, осуществляется непосредственно с текущих счетов в бюджет (!), мимо НДС-спецсчета ( п. 87.1 НК). В общем, доплачивать налоги по УР к «старым» доспецсчетовых периодов будем по старинке прямо в бюджет (а не через НДС-спецсчет). Для наглядности это изображено на рис. Так:

E-DOC: Расчеты по УР - через НДС-счет

Бюджетное возмещение (БВ)

Реестр БВ – един для всех.

В 2016-м (с 1 февраля) всех «возмещенцев» поделили на две группы и два БВ-реестра: Реестр 1 (для «идеальных» «возмещенцев» экспортеров, которые соответствуют ряду условий из п.200.19 НК) и Реестр 2 (для всех остальных «возмещенцев»). Теперь критерии такого разделения отменяются (пп. 200.19 — 200.21 НК исключены). На смену двум БВ-реестрам, наконец, вводится один Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения (далее — Реестр БВ). Правда, в отдельный Временное Реестр все же соберут совсем «старые» БВ (о чем отметим несколько позже). Но это «временно».

Причем, по-прежнему все решает принцип хронологии. Значит:

  • Заявления плательщиков (Д4) автоматически включаются в Реестр БВ в течение операционного дня в хронологическом порядке по мере их поступления.

  • Также в хронологическом порядке согласно очередности внесения в Реестр осуществляется возврат плательщикам согласованных сумм БВ (п.п. 200.7.2 НК).

А значит, как и раньше, для БВ важно быстрее занять очередь в Реестре. При этом данные Реестра ежедневно (кроме выходных/праздничных/нерабочих дней) на своем сайте должен обновлять Минфин.

Получение БВ.

Прежнему БВ можно получить только при условии, что его сумма согласована контролирующим органом. Когда БВ считают согласованным, определяется п.200.12 НК.

«Теоретически» БВ должны начать возмещать немного быстрее. И в самом идеальном случае – на следующий день (ранее – в течение 5 рабочих дней) после камералки ** согласованную сумму БВ занесут в реестр БВ. Ну а в течение 5 операционных дней Казначейство уже может провести возмещения (п. 200.12 НК).

** Срок для камеральной проверки – 30 дней (п. 76.3 НК).

Способы БВ. Они остались те же: на текущий счет и/или в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга плательщика по другим платежам, уплачиваемым в госбюджет.

В связи с этим такие переходные положения:

  • До 10 января 2017г. по данным прежних двух реестров (Реестр 1 и Реестра 2) должен быть сформирован единый Реестр БВ с учетом хронологии – в хронологическом порядке поступления заявлений от плательщиков. То есть объединить «хронологически» в него два бывших Реестры (п. 52 подраздела 2 разд. ХХ НК);

  • До 1 февраля 2017г. (в хронологическом порядке поступления заявлений от плательщиков) должны сформировать временный Реестр БВ — по «старым» БВ, заявленным к 01.02.2016 г. и не возмещенным состоянию на 01.01.2017 г. (п. 56 подраздела 2 разд. ХХ НК). Такое «старое» БВ также будут возмещать по хронологии. Однако к общему Реестру, как видим, оно не попадет, а пойдет обособленно – своим Реестром. Оба Реестра будет публиковать Минфин на своем сайте. А порядки их ведения определит Кабмин (п.п. 200.7.1 НК).

Правда, для возмещения БВ, само собой, нужны финансы. Поэтому БВ возмещать в пределах средств, которыми располагает Казначейство (пп. 55, 56 подразд. 2 разд. ХХ НК). Саму же сумму средств будут ежегодно закладывать в Законе о госбюджете на соответствующий год. А Кабмин станет главным распорядителем и распределителем средств между Реестрами БВ: и единого и временного (то есть в какой сумме какому Реестру отводить для возмещения).

Прекращение регистрации НН/РК

Налоговики смогут приостанавливать (блокировать) регистрацию НН/РК, если последние будут отвечать «рисковым» критериям, достаточным для приостановления регистрации.

Эта норма содержится в новом пункте — п. 201.16 НК. Порядок такого приостановления должен утвердить Кабмин, а «рисковые» критерии (п. 74.2 НК) и перечень документов, представляемых плательщиком для «разблокирования» НН/РК, — Минфин.

Впрочем, не все так безнадежно. И небольшие огрехи в НН на этапе регистрации так же допускаются. Поэтому ошибки в обязательных реквизитах НН (кроме кода УКТ ВЭД), не мешают идентифицировать осуществленную операцию, не могут быть причиной неприятия НН в электронном виде в регистрации (п. 201.10 НК). И если в последнем «все чисто», такую НН по логике без всякой блокировки должны зарегистрировать.

К тому же, обещают, что блокировка НН / РК не коснется производителей (им регистрацию НН / РК не прекратят). Теперь будем ждать, как это в своем Порядке пропишет Кабмин.

Но пока рано думать об этом, ведь по-настоящему блокировать НН / РК начнут только со II полугодия 2017 года.

Блокировать НН/РК начнут с 1 июля.

Пока для I квартала 2017 остается все по-старому – НН / РК регистрируем без помех. То есть теперь с 1 января 2017 регистрацию НН / РК не прекращают, а всю процедуру в 2017-м вводят постепенно в несколько этапов.

Обратите внимание, что когда процедура с 1 июля полноценно заработает, то в случае приостановления регистрации НН / РК:

  • Для продавца будет прерван ход 365-дневного срока регистрации НН/РК (п. 201.10 НК);

  • Для покупателя прерывается 365-дневный срок на отражение НК (п. 198.6 НК);

  • Штрафные санкции за несвоевременную регистрацию / нерегистрацию НН/РК не накладываются (пп. 1201.1, 1201.2 НКУ) до (!) принятия решения о возобновлении регистрации таких НН/РК.

Также плательщик имеет право обжаловать приостановление регистрации НН/РК в судебном или административном порядке (по процедуре, оговоренной нового п. 56.23 НК).

С 1 июля зарегистрированные НН «железно» подтверждают налоговую накладную. Т.е., с 1 июля все НН/РК на этапе регистрации станут проверяться досконально (для «подозрительных» НН/РК вводят блокировку, а плательщик, подав необходимые документы, может попытаться отменить ее, восстановив регистрацию НН/РК). Значит, к зарегистрированных НН/РК претензий быть не может – они прошли проверку.

Это означает, что у покупателя по таким НН/РК действительный налоговый кредит.

Отсюда вводят такое правило: НН и РК к ним, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года, является для покупателя достаточным (!) основанием для отражения НК и никакого дополнительного подтверждения не требуется (п. 201.10 НК).

Другое по НДС

Объекты/необъекты налогообложения.

В объектах, на всякий случай, чтобы не оставалось никаких сомнений, «узаконили» безоплатную передачу (дополнили п.п. «а» п. 185.1 НК).

В необъектах черным по белому наконец прописали (п.п. 196.1.5 НК) уступку права требования и перевод долга. А также, включая уступки права требования по договорам финансового лизинга (не облагается НДС, если лизингодателем (первичным кредитором) при передаче объекта лизингополучателю были начислены и задекларированы ПО по НДС). Дополнительно об этом см. письмо Миндоходов от 27.05.2013 г. № 3645/6/99-99-19-16.

Продление льгот/кассового метода. Продлено действие (см. подразд. 2 разд. ХХ НК):

1) до 01.01.2018 г.- «кинематографической льготы» (п. 12);

2) к 01.01.2019 г .:

— «Металлоломные» льготы (п. 23);

— «Угольной» льготы (п. 45);

— Кассового метода для поставщиков угля, тепловой и/или электрической энергии. Кроме того, в «кассовики» добавили поставщиков услуг водоснабжения и водоотведения (п. 44);

3) к 01.01.2023 г. — «Космической» льготы (п. 3).

К 1 января 2025г. вводятся НДС-льготы для сферы самолетостроения, а также нулевая ставка НДС для продажи продукции (услуг) за счет госбюджетных средств (подраздел. 2 разд. ХХ НК дополнен новым п.41 благодаря Закону Украины от 20.12.2016 г. № 1795-VIII). Однако с 01.01.2017 г. отменена льгота для операций по ввозу на таможенную территорию Украины ПАО «НАК« Нафтогаз Украины» природного газа с кодом УКТ ВЭД 2711210000 (п. 197.22 НК исключен).

Доплнительно к АТО-льготам: временно, на период АТО освобождаются от НДС ввоз на таможенную территорию Украины и поставке на таможенной территории Украины нитей и тканей (материалов) для изготовления бронежилетов и шлемов (п. 32 подраздела. 2 разд. ХХ НК).

Сводная НН с минбазы. А вот и упрощения. Составлять сводную НН (по итогам месяца) позволили на НО с минбазы (точнее говоря, на превышение минбазы по ст. 188 и 189 НК над фактической ценой поставки товаров/услуг). Итак, с 01.01.2017 г. приложение ПЗ с «дешевых продаж» можем также собирать в конце месяца через сводную НН (новый последний абзац п. 201.4 НК).

Ликвидация ОС. Специалисты положительно отмечают, что ликвидацию ОС защитили от «компенсирующих» НО. Внесли оговорки к п.п. «г» п. 198.5 НК, на ликвидацию ОС он не распространяется. Ведь ликвидацию регулирует свой специальный «ликвидационный» п. 189.9 НК. Руководствоваться следует им исключительно.

И если условия его второго абзаца (о надлежащем документальном подтверждении ликвидации и невозможность дальнейшего использования объекта по назначению) придерживаться, то можно вообще избежать НО при ликвидации и их начислять (подкатегория 101.06 БЗ).

Разовое увеличение лимита на возвращенные в 2016-м суммы «бюджетных» переплат. Внимание всем, кто в 2016-м возвращал НДС-переплату из бюджета на НДС-спецсчет (согласно п. 43.4 НК)! 20 января 2017 такую сумму вам добавят к реглимиту (ведь раньше в 2016-м реглимит на нее не увеличивали). Теперь восстановят справедливость и разово увеличат реглимит на сумму средств, возвращенных в 2016-м из бюджета на НДС-спецсчет (п. 53 подраздела 2 разд. ХХ НК).

Если же и в 2017-м захотите:

— Вернуть сумму «бюджетных» переплат, зачисленных в бюджет НДС-счета, ее можно вернуть только на НДС-счет (а в случае его отсутствия на момент обращения/возврат средств – на текущий счет плательщика) (п. 43.41, п.п. «г» п. 2001.4 НКУ);

— Забрать «лишние» деньги с НДС-спецсчета, их можно вернуть через приложение Д4 только на текущий счет плательщика. А вот варианта направить их в бюджет с 01.01.2017 г. больше нет (п. 2001.6 НКУ).

Реорганизация. При реорганизации предприятия:

1) урегулировали долю переходного «минуса» (стр. 21 декларации) – защищен порядок его включения правопреемником в состав своего НК (новый п. 198.7 НК). Переходит к правопреемнику по-разному, в зависимости от пути реорганизации:

— При присоединении, слиянии, преобразовании – во всей сумме;

— При разделении, выделении – пропорционально доле, полученной правопреемником в соответствии с разделительным балансом и при условии, что у реорганизованного плательщика такая сумма подтверждена документальной проверкой;

2) защищен порядок перехода от реорганизованного предприятия к правопреемнику лимита регистрации (ΣНакл) (новые абзацы двадцать первый — двадцать второй п. 2001.3 НК), то есть на какую сумму увеличивать правопреемнику лимит. Подход схож:

— При присоединении, слиянии, преобразовании – лимит переходит во всей сумме;

— При разделении, выделении – лимит переходит пропорционально доле, полученной правопреемником в соответствии с распределительным балансом.

Рассрочка на 36 месяцев «ввозимого» НДС при импорте некоторого оборудования. Некоторым импортерам предоставят новую возможность: по заявлению получить рассрочку на срок до 36 месяцев (без начисления процентов и пени) по уплате импортного НДС при ввозе:

— Определенного деревообрабатывающего оборудования, ввозимого для использования в деревообрабатывающем производстве (п. 58 подраздела 2 разд. ХХ НК);

— Определенного оборудования и его частей для обработки резины или пластмассы для производства некоторых медизделий (п. 59 подраздела 2 разд. ХХ НК).

Порядок для каждого случая будет установлен Кабмином. Но в обоих случаях для ввозимого оборудования имеет значение характер целевого использования (должно использоваться в деревообрабатывающем производстве и для производства медизделий).

Поэтому если условие о целевом использовании нарушается, плательщика-нарушителя ждет расплата: рассрочка отменяется, а по итогам периода нарушения сумму импортных НО, которая осталась, придется доплатить вместе с пеней, начисленной за период со дня ввоза (!) до дня увеличения НО!

Коротко о главном в нововведениях по НДС

  • С 01.01.2017г. изменились сроки регистрации НН/РК: теперь они зависят от того, в какой половине месяца составлено НН / РК. При этом штрафы за нерегистрацию НН/РК стали более значительными.

  • Предельный срок регистрации НН/РК установлен в 365 календарных дней. К тому же, 365-дневный срок (для отображения НК) ввели для всех плательщиков, включая и «кассовиков».

  • С 1 января 2017г. в НН/РК нужно указывать код для всех товаров (согласно УКТ ВЭД) и услуг (согласно Классификатору услуг). Для подакцизных/импортных товаров – полностью, для остальных товаров— можно только первые 4 цифры кода.

  • Бывшие два Реестра (Реестр 1 и Реестр 2) объединят по хронологии в один Реестр БВ. Однако временный Реестр заведут под «старый» БВ, заявленных до 1 февраля 2016г. и до 01.01.2017г. не возмещенных.

  • В ближайшем будущем (с 1 июля 2017 года) налоговики смогут приостанавливать регистрацию НН/РК. На II квартал намечен тестовый период, когда прекращать регистрацию НН/РК еще не будут.

Напомним, что в сервисе E-DOC работает система электронного администрирования НДС, где плательщик может следить за своим НДС счетом.

Share on Google+0Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn0Share on VK