Когда возникают налоговые обязательства по НДС при операциях по продаже товаров

Новости E-DOC: дата возникновения налоговых обязательств при продаже товаровОпределить дату возникновения налоговых обязательств по НДС при операциях по продаже товаров помогают разъяснения в письме центрального офиса по обслуживанию крупных плательщиков налогов №9694/10/28-10-01-3-11 от 29.04.2016г.

При осуществлении операций по продаже товаров с целью налогообложения под поставкой товаров понимается:

  • операция, в результате которой по условиям договора между поставщиком и покупателем передача права собственности на товар уже состоялась;
  • операция, в результате которой возникновение права собственности на товар еще должно произойти при выполнении определенных условий договора, то есть оплата товара или получение товара покупателем.

В связи с этим дата возникновения налоговых обязательств при осуществлении операций по продаже товаров определяет так: налоговые обязательства по НДС не зависят от даты перехода права собственности на поставляемый товар.

В п. 187.1 ст. 187 НКУ употребляется термин «отгрузка товаров» — он понимается не как факт возникновения права собственности на товар, а как начало процесса физического перемещения товара от места его постоянного нахождения (хранения) у поставщика.

Согласно правил Инкотермс 2010 – это условия поставки в договоре купли-продажи товаров (ВЭД-контракте или в контрактах между резидентами внутри страны) и переход рисков потери или повреждения товара, а также расходов сторон контракта, связанных с поставкой товара. Но правила Инкотермс не регулируют переход права собственности на товар. Этот пункт в контракте должен определяться отдельно.

Если же поставщиком в договоре не определены налоговые обязательства по дате зачисления средств от покупателя/заказчика, то при осуществлении операций по продаже товаров, оплата которых еще не состоялась, датой возникновения налоговых обязательств по НДС считается дата, на которую приходится начало передачи товара от поставщика или непосредственно покупателю, или организации, которая будет осуществлять доставку покупателю этого товара любым способом (перевозка, пересылка и тому подобное).

В этом случае ГФС напомнила и о п. 1, 3 и 5 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», в котором указано, что основанием для бухучета хозопераций являются первичные документы, фиксирующие факты их осуществления.

Сервис E-DOC акцентирует ваше внимание на том, что первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее окончания.

Share on Google+0Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn0Share on VK