Кто, как и когда сможет проверять предпринимателей

E-DOC про нововведения в сфере государственного надзора и контроля за деятельностью субъектов хозяйствования22 ноября глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина встретилась с представителями бизнеса и общественности. Вместе с руководителем Офиса эффективного регулирования Алексеем Гончаруком председатель ГРС отвечала на вопросы предпринимателей.

В ходе совместной встречи обсуждение коснулось одной из самых интересующих бизнесменов тем: нововведения в сфере государственного надзора и контроля за деятельностью субъектов хозяйствования. E-DOC с удовольствием делится с вами консультацией главы ГРС К. Ляпиной о том, кто, как и когда сможет проверять предпринимателей.

После того, как Верховная Рада 03.11.2016г. приняла в целом законопроекты, направленные на существенное повышение эффективности системы госнадзора (контроля), уменьшение злоупотреблений должностных лиц органов госнадзора (контроля) и соответственно повышение защищенности субъектов хозяйствования, возникло много вопросов о проверках. Подробнее о каждом проекте Закона.

Проект Закона №2531

Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях на должностных лиц госорганов в случае нарушения ими законодательства по вопросам госнадзора (контроля), лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности, ранее зафиксированные за Минэкономразвития и ГРС, теперь устанавливаются только за ГРС. Для этого вносятся изменения в КуоАП.

Вводится админответственность за невнесение или внесение недостоверных сведений или сведений не в полном объеме по мерам государственного надзора (контроля) в интегрированной автоматизированной системы госнадзора (контроля). При чем доступ к сведениям этой системы свободный, соответственно любой может осуществить контроль за информацией в системе.

Проект Закона №3153

До 31.12.2017г. определено проведение плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) кроме исключений, установленных ст.6 Закона «Об особенностях осуществления мероприятий госнадзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

В статье определен перечень 14 госструктур, при осуществлении мер контроля которыми, действие этого Закона не распространяется.

Устранена неоднозначность в определенные органов, осуществляющих мероприятия государственного надзора (контроля).

Остается возможность проведения органами госнадзора (контроля) внеплановых проверок:

  • По письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган госнадзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

  • По решению суда;

  • В случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Сервис E-DOC акцентирует ваше внимание, что в Законом №3153 внедрены особенности ограничения на внеплановую проверку на основании обоснованного обращения физлица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав.

Так, проведение такой внеплановой проверки орган госнадзора должен согласовать с ГРС по аналогии с уже полуторагодичным опытом в сфере лицензирования видов хоздеятельности.

ГРС будет обязательно обнародовать разрешение на проведение проверок до их начала. И если бизнесмену не предъявлено согласование с ГРС, то он вправе не допускать должностных лиц органа госнадзора (контроля) для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Проект Закона №2418а

Эти Законом внесены изменения в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон о надзоре) относительно либерализации системы госнадзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Что нового?

— Существенно уменьшили сферу надзора (контроля), на которые не распространяется действие Закона о надзоре.

— Действия Закона о надзоре распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий органами ГФС, госнадзора (контроля) в области гражданской авиации; государственного архитектурно-строительного контроля (надзора), госнадзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, но с учетом особенностей установленными специальными законами.

— Устранено дублирование полномочий по реализации государственной политики в сфере госнадзора и контроля между Минэкономразвития и ГРС, закрепив эти полномочия за ГРС. Теперь с жалобами на действия органов государственного надзора (контроля) предприниматели смогут обращаться в ГРС, которая как раз и уполномочена проверять эти органы.

— Повысили ответственность должностных лиц органов государственного надзора (контроля).

— Создается Интегрированная автоматизированная система госнадзора (контроля) с информацией обо всех мероприятиях государственного надзора (контроля), в которой предприниматели будут иметь свободный доступ. Это должно способствовать защите от излишнего вмешательства должностных лиц контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования при проведении мероприятий государственного надзора (контроля).

— На официальных сайтах органов государственного надзора (контроля) будут размещаться нормативно-правовые акты, соблюдение которых проверяется при осуществлении мер контроля.

— Расширяется перечень основных принципов государственного надзора (контроля), в частности:

  • закрепление необходимости трактовки в пользу предпринимателя норм законодательства, которые допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования и/или полномочий органа государственного надзора (контроля);

  • ориентированности госнадзора (контроля) на предотвращение правонарушений в сфере хозяйственной деятельности;

  • недопущение установления плановых показателей или любого другого планирования по привлечению субъектов хозяйствования к ответственности.

— Расширение положений по консультативной поддержке субъектов хозяйствования органами государственного надзора (контроля), в том числе освобождение от ответственности субъектов хозяйствования, если они действовали в соответствии с консультацией органа госнадзора.

Остановить полностью или частично производство (изготовление) или реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг теперь можно только по решению суда.

Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) в зависимости от степени риска осуществляются органами госнадзора (контроля) в отношении субъектов хозяйствования, отнесенных к:

— высокой степени риска — не чаще одного раза в 2 года,

— к среднему — не чаще одного раза в 3 года,

— незначительного — не чаще одного раза в 5 лет.

Срок осуществления планового мероприятия уменьшили с 15 до 10 дней.

Уточнили основания для проведения внеплановых мероприятий госнадзора (контроля). В частности, на основании поручения Премьер-министра Украины о проверке субъектов хозяйствования в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступления события, имеющего значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь, здоровье человека, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства.

Также уточнили основания, по которым субъект хозяйствования имеет право не допустить должностных лиц к проведению проверки, если орган госнадзора (контроля) не опубликовал на собственном официальном сайте унифицированные формы акта.

Напомним также, что Правительство отменило более 360 нормативно-правовых актов для упрощения бизнес-деятельности в Украине.

Share on Google+0Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn0Share on VK