ГФС разъяснила, как работает система мониторинга НН/РКНН

С момента внедрения МинФином системы мониторинга соответствия НН/РКНН критериям оценки степени рисков прошло почти три месяца, а налоговые накладные и корректировки к ним добросовестных налогоплательщиков продолжают блокировать. Как утверждали представители МФУ и ГФСУ, проблема решается, критерии блокировки были пересмотрены и внесены соответственные изменения. В очередном письме Государственная фискальная служба разъяснила особенности работы системы мониторинга налоговых накладных, после которого возможно их приостановление.

Изначально ГФС осуществляет проверку налоговой накладной на наличие критериев оценки степени рисков. Если данные соответствуют одному из этих признаков, мониторинг не проводится. В других случаях после проверки накладной или корректировки осуществляется мониторинг, который включает в себя анализ отчетных показателей, налоговой и другой информации, предоставленной налогоплательщиком.

Если регистрация НН/РКНН остановлена, на протяжении операционного дня плательщику отправляют квитанцию о приостановлении ее регистрации. Она отправляется контролирующим органом в текстовом формате в электронном виде. В квитанции, кроме порядкового номера и даты накладной или корректировки, должна быть указана информация о критериях оценки степени рисков, на основании которых принято решение о приостановлении регистрации, и предложение о предоставлении плательщиком объяснений и/или перечня документов, после оценки которых такая НН/РКНН может быть зарегистрирована.

После того, как плательщик получил квитанцию о приостановлении НН/РКНН, он может только в электронном виде предоставить информацию о:
— видах экономической деятельности согласно КВЭД ГК 009:2010 (указываются в графе 2 Таблицы);
— кодах товаров согласно УКТ ВЭД, которые покупает плательщик (указываются в графе 3 Таблицы);
— кодах товаров согласно УКТ ВЭД, которые поставляет плательщик (указываются в графе 4 Таблицы);
— кодах услуг согласно ГКПУ 016-2010, которые получает плательщик (указываются в графе 3 Таблицы);
— кодах услуг согласно ГКПУ 016-2010, которые предоставляет плательщик (указываются в графе 4 Таблицы).

Указанную информацию нужно подавать исключительно в электронной форме в виде Таблицы данных налогоплательщика. Таблицы, предоставленные не в электронной либо не в установленной форме, не принимаются. Это может быть проблематично для тех, кто все еще не знаком с электронным документооборотом. Как для крупных компаний, так и для предпринимателей самым оптимальным решением на сегодняшний день является онлайн сервис E-DOC. В нем можно регистрировать налоговые накладные, корректировки к ним, обмениваться первичной документацией со своими партнерами и сдавать электронную отчетность.

Обращаем внимание на то, что предоставление плательщиком правильно заполненной Таблицы обезопасит его в дальнейшем от блокировки накладных с указанными кодами УКТ ВЭД/ГКПУ.

В Таблице налогоплательщик указывает только те коды УКТ ВЭД/ГКПУ, КВЭД, которые соответствуют действительной деятельности и по которым остановлена регистрация накладной. В случае, если поставка еще не состоялась, но плательщик получил предоплату, в Таблице указывается информация о товаре, по которому она получена.

Напоминаем: в случае приостановления регистрации НН/РКНН у налогоплательщика есть право на протяжении 365 календарных дней предоставить комиссии ГФС Украины письменные объяснения и/или копии документов, которые являются основанием для принятия решения о регистрации накладной/корректировки в ЕРНН.

Объяснения нужно подавать в виде Сообщения о подтверждении действительности осуществления операций по приостановленным НН/РКНН по форме J(F)1312601. При этом табличная часть такого Сообщения должна полностью соответствовать табличной части налоговой накладной или корректировки к ней.

Сообщение отправляется исключительно в электронном виде средствами электронной связи с наложением ЭЦП уполномоченных лиц. Оно должно быть сформировано на каждую налоговую накладную, регистрация которой приостановлена. Сообщение подается вместе с пакетом всех первичных документов в виде дополнений по форме J(F)1360101 (в формате PDF). Размер одного такого дополнения не должен превышать 2 мб.

При этом нужно предоставить те документы, которые подтверждают действительность той операции, которая предусмотрена в приостановленной НН/РКНН. Перечень таких документов является исчерпывающим. К ним относятся:
— договора, внешнеэкономические контракты, переписки с контрагентами;
— договора, доверенности, акты руководителя налогоплательщика о предоставлении полномочий лицам, которые получают продукцию в его интересах с целью осуществления хозяйственной операции;
— первичная документация, которая подтверждает поставку/получение товаров/услуг, транспортировку, хранение, погрузку, разгрузку продукции, счета-фактуры, инвойсы, складские документы, акты приема-передачи товаров, работ или услуг, накладные;
— расчетные документы, банковские выписки со счетов;
— декларации о соответствии продукции, сертификаты качества, обязательное наличие которых предусмотрено договором или законом.
Сообщение с дополнениями можно отправить двумя способами:
1) через «Электронный кабинет плательщика»;
2) через веб-портал ГФС Украины.
После оправки документов плательщик получает 2 квитанции: первая — подтверждает передачу, вторая — показывает статус документа (принято/не принято).

Share on Google+Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK