Электронные базы данных перейдут от ГФС в руки Минфина

e-doc про электронную базу данных Эксперты реанимационного пакета реформ рассмотрели вопрос, кто должен сосредоточить в своих руках всю информацию в электронном виде про налогоплательщиков в Украине.

Согласно предлагаемым изменениям в Налоговый кодекс Украины предусматривается передача Минфину электронных баз данных ГФС. Целесообразно ли это и к чему это приведет разбиралась команда сервиса электронного документооборота E-DOC.

Одной из самых значимых инициатив в рамках законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» (далее – НК) стало добавление в функции Минфина внедрение, администрирование и поддержка информационно-аналитических систем при реализации налоговой политики. По примеру того, как это давно успешно реализовано в бизнес-среде и некоторых странах Организации экономического сотрудничества и развития, в обновлениях НК поставили цель: введение практики централизации информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) управления (ICT Governance) и ITSM, образование центра технологических компетенций для государственных органов в сфере публичных финансов (то есть, кроме ГФС это будет также и Минфин и Госказначейство).

Эксперты группы «Налоговая и бюджетная реформа» Вячеслав Черкашин и Виталий Смердов определяют такие основные выгоды ожидаемых от Минфина и ГФС шагов.

Во-первых, это технические выгоды.

Они исключают дублирование деятельности. Значительное число аспектов использования ИКТ (клиентское, серверное и сетевое оборудование; системное, базовое, офисное ПО; сетевая безопасность и резервирование) не отличается между названными госорганами. А некоторые сервисы, например, электронная почта и электронный документооборот могут внедрятся единственной системой.

Обеспечение информационной безопасности и снижения технологических рисков. Госучреждения и предприятия нуждаются в прекращении постоянных попыток вмешательства в работу их информационных систем и корпоративных сетей. Эксперты напоминают о фактах распространения вируса BlackEnergy, а также о технологических авариях, вызванных недостаточным вниманием к безопасности, качественным обслуживанием и бронированием.

Стандартизация дает возможность упростить и повысить эффективность обслуживания пользователей и систем, исправить критические ошибки.

Во-вторых, это эффективное использование человеческих ресурсов.

Специализация. Позволяет не только собрать в одной организации специалистов ИКТ, но и за счет эффекта масштаба сократить количество массовых специалистов, например, инженеров по обслуживанию клиентских компьютеров. Такой шаг позволит обеспечить гарантированное наличие ценных специалистов для критических систем с конкурентной оплатой (администраторы баз данных Oracle), а также создать собственную команду по разработке и исправлению критических модулей налоговой и таможенной информационной системы, как этого требуют нормы законодательства, которые были предложены и бизнесом и общественностью.

В-третьих, сокращение расходов бюджета.

Централизация позволяет сократить расходы без ухудшения качества ИКТ услуг, в условиях несбалансированности государственного бюджета и невозможности содержать собственные IT департаменты для каждого госоргана и учреждения. Уже в течение первого года централизации можно направить полученную экономию на покрытие дефицитов, – предлагают эксперты реанимационного пакета реформ. Например, на недостаток дискового пространства под ежедневное резервирование или обновление оборудования для информационной безопасности.

Кроме того, обращается внимание на такой важный аспект, что Украина заняла 130 место из 168 позиций в мировом рейтинге восприятия коррупции по результатам 2015 года, исходя из данных исследований Transparency international Ukraine. В 2014 году это было 142 место из 175 позиций. Эксперты отмечают, что среди органов государственной власти, одним из лидеров коррупционного антирейтнга является налоговая служба. Причем, основной причиной выделяются не недостатки законодательства, а неудовлетворительное соблюдение его норм непосредственно должностными лицами.

Такая теория подтверждается фактами:

  • систематического вмешательства должностными лицами ГФС в деятельность системы электронного администрирования НДС;
  • откровенно противоправной практикой незаконного возмещения НДС;
  • невыполнением ГФС требований НК и других нормативных актов по информации, которая должна публиковаться ГФС относительно реестров заявок о возмещении НДС;
  • нарушением хронологического порядка возмещения НДС;
  • торговлей базами данных контролирующих органов.

Все это приводит к нарушению прав налогоплательщиков и крайне низкому доверию к налоговым органам со стороны общества в целом.

На сегодняшний день информационные базы данных, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов находятся в распоряжении ГФС. Эксперты отмечают, что это приводит к невозможности оперативного мониторинга деятельности налоговой службы и ее эффективности и создает условия для искажения и манипулирования статистическими фискальными данными.

Решить эти проблемы можно передав специализированному госпредприятию функции по внедрению, администрированию и поддержке соответствующих информационно-аналитических систем. Как раз это и предлагает сделать Минфин в изменениях к НК.

ГФС реализует государственную налоговую политику. А Минфин является государственным органом, который обеспечивает формирование и реализацию единой государственной налоговой политики. Таким образом, оба учреждения должны быть пользователями одних и тех же ресурсов и систем, что сейчас не реализовано. При этом должно быть задействовано и Госказначейство с целью эффективного возмещения НДС.

Ранее сервис E-DOC писал, что, реформируя органы ГФС по примеру «новой полиции», в работе служб планируется максимально уменьшить человеческий фактор при помощи внедрения новых IT-систем в их работу. Поэтому переход электронных баз данных к Минфину не будет единсвенным шагом в реформах.

Отметим, что уменьшение человеческого фактора в работе успешно внедряется уже многие годы в бизнес-процессах. Коммерческие структуры хорошо знакомы с преимуществами таких решений. Одним из них является оптимизация работы бухгалтерии, отдела продаж, поставок и т.д. с помощью внедрения электронного документооборота в компании. Надежным сервисом электронного документооборота в Украине выступает сервис E-DOC, обеспечивающий быстрый обмен документами с наложением ЭЦП между бизнес-партнерами.

Share on Google+0Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn0Share on VK