Администрирование акцизного налога

Новости E-DOC: Администрирование акцизного налогаНа вопросы об администрировании акцизного налога отвечала начальница ГНИ Печерского района ГУ ГФС в г. Киеве Оксана Датий на «Горячей линии»

7 важных вопросов и ответов на них сервис E-DOC собрал в одной публикации.

При каких условиях у плательщика акцизного налога прекращается обязанность по подаче деклараций?

Налогоплательщики обязаны подавать контролирующим органам в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, — установлено пп.16.1.3 п.16.1 ст.16 НКУ.

При этом п.49.2 ст.49 НКУ объясняет, что налогоплательщик обязан за каждый установленный Налоговым Кодексом отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, которые подлежат декларированию, в соответствии с требованиями НКУ подавать налоговые декларации относительно каждого отдельного налога, плательщиком которого он является.

Также плательщики, определенные пп.212.1.15 п.212.1 ст.212 НКУ, и те, которые имеют действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, которая подлежит лицензированию, обязаны за каждый отчетный период подавать налоговые декларации независимо от того, осуществляли ли они хозяйственную деятельность в отчетном периоде (п. 49.21 ст.49 НКУ).

Так что же делать, если у плательщика в отчетном периоде не возникли объекты налогообложения или не появились показатели, подлежащие декларированию? Кроме того, он не являлся лицом, которое реализует топливо или он осуществляет такую деятельность, которая не лицензируется, соответственно и отсутствуют действующие (в т.ч. приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией.

Ответ представителя ГФС однозначный: в таком отчетном периоде плательщик не обязан подавать декларацию по акцизному налогу.

Включается ли в базу обложения НДС сумма акцизного налога, начисленная при реализации субъектом хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров?

Как указано в п.188.1 ст.188 НКУ база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме акцизного налога на реализацию субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, справляется со стоимости услуг сотовой подвижной связи, налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, что используется производителями – субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров).

А в соответствии с пп.9.1.4 п.9.1 ст.9 НКУ акцизный налог является общегосударственным налогом.

Объекты налогообложения акцизным налогом определены ст.213 НКУ, в частности, объектом налогообложения являются операции по реализации субъектом хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров (пп.213.1.9 п.213.1 ст.213 НКУ).

Реализацией подакцизных товаров (продукции) являются любые операции на таможенной территории Украины, предусматривающие отгрузку подакцизных товаров (продукции) согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другими хозяйственными, гражданско-правовыми договорами с передачей прав собственности или без таковой, за плату (компенсацию) или без, независимо от сроков ее предоставления, а также безвозмездная отгрузка товаров, в т.ч. из давальческого сырья, реализация субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, — гласит пп.14.1.212 п.14.1 ст.14 НКУ.

Реализацией субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров является продажа пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других объектах общественного питания, а также физический отпуск с автозаправочной станции и/или автомобильной газозаправочной станции товаров, указанных в пп.215.3.4 п.215.3 ст.215 НКУ, независимо от формы расчетов.

Ответ: Исходя из высказанного, сумма акцизного налога, начисленная при реализации субъектом хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, в базу обложения НДС не включается.

Какие лица считаются оптовыми поставщиками электроэнергии с целью налогообложения акцизным налогом?

Оптовые поставщики электрической энергии являются плательщиками акцизного налога — указано в пп.212.1.12 п.212.1 ст.212 НКУ.

Также плательщиками акцизного налога являются производители электрической энергии, которые имеют лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии и продают ее вне оптового рынка электрической энергии (пп.212.1.13 п.212.1 ст.212 НКУ).

Не являются плательщиками налога лица, которые осуществляют деятельность по производству электрической энергии при условии ее продажи на оптовом рынке электрической энергии или по поставке электрической энергии, кроме тех, что указаны выше.

Но объектом налогообложения являются операции по оптовой поставке электрической энергии, — разъяснено в пп.213.1.10 п.213.1 ст.213 НКУ.

Однако, реализация электрической энергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками или из возобновляемых источников энергии относится к операциям с подакцизными товарами, но не подлежит налогообложению, что зафиксировано пп.213.2.8 п.213.2 ст.213 НКУ.

Оптовые поставки электрической энергии — это покупка электрической энергии, формирование ее оптовой цены и продажа электрической энергии по оптовой цене энергопоставщикам. Это определено в абзаце 29 ст.1 Закона «Об электроэнергетике» от 16.10.1997 №575/97-ВР.

Энергопоставщики — это участники оптового рынка электоэнергии Украины, которые покупают ее на этом рынке с целью продажи или поставки потребителям или с целью экспорта и импорта электроэнергии. Потребители энергии – это субъекты хозяйственной деятельности и физлица, которые используют энергию для собственных потребностей на основании договора о ее продаже и покупке, как то указано в абзаце 9 и 21 ст.1 Закона № 575).

Сама же поставка электрической энергии определяется как хозяйственная деятельность, связанная с предоставлением электроэнергии потребителю с помощью технических средств передачи и распределения электроэнергии на основании договора (абзац 9 ст.1 Закона № 575).

Чтобы иметь возможность осуществления операций по оптовой поставке электроэнергии, субъектам хозяйствования необходимо получить лицензию на право осуществления такой деятельности, согласно требованиям, отраженным в ст.13 Закона № 575. Также Постановлением КМУ №755 в 2000 году было создано госпредприятие «Энергорынок», оно покупает электроэнергию у производителей и у предпринимателей, которые являются собственниками электроэнергии, выработанной из давальческого сырья; покупают ее у участников оптового рынка, полученной ими по соглашениям на импорт электроэнергии и сами же оптово ею снабжают.

Ответ ГФС, исходя их всех указанных норм, такой: акцизный налог уплачивают оптовые поставщики электрической энергии, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по оптовой поставке электроэнергии, в частности, госпредприятие «Энергорынок». А также производители электроэнергии, которые имеют лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии и продают ее вне оптового рынка электроэнергии. Исключением будут случаи, когда осуществляется реализация электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками и из возобновляемых источников энергии.

Начисляется ли акцизный налог независимо от таможенной стоимости товаров в случае вывоза (экспорта) декларантами (кроме граждан) подакцизных товаров?

Не подлежат налогообложению акцизным налогом операции по вывозу (экспорту) подакцизных товаров (продукции) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины (пп. 213.2.1. п. 213.2 ст. 213 Г.VI НКУ).

Товары (продукция) считаются вывезенными (экспортированными) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины, если их вывоз (экспортирование) засвидетельствован оформлением таможенной декларацией, в т.ч., если отгрузка состоялась в отчетном периоде, а вывоз (экспортирование) — в следующем отчетном периоде и на дату представления декларации по акцизному налогу за отчетный месяц имеется такая таможенная декларация.

Согласно п. 3 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением Кабмина от 21.05. 2012г. № 450: «Вопросы, связанные с применением таможенных деклараций, таможенная декларация на бланке единого административного документа (ТД) для декларирования товаров (кроме пересылаемых через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях), перемещаемых через таможенную границу Украины декларантами (кроме граждан), заполняется на товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 евро».

При этом товары (кроме тех, которые пересылаются через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях), перемещаемых через таможенную границу Украины декларантами (кроме граждан), на которые не заполняется ТД и которые не могут декларироваться по другому документу, декларируются путем представления контролирующему органу письменного заявления по форме согласно Приложения 1 к Постановлению №450. Такое заявление может подаваться в контролирующий орган на бумаге или как электронный документ с учетом требований п.п. 12 и 13 Постановления 450 (п. 5 Постановления № 450).

Согласно п.п. 6 и 7 Постановления № 450 подакцизные товары, пересылаемые через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 150 евро, декларируются путем представления следующих документов:

  • таможенной декларации CN 23, использование которой обязательно при пересылке посылок, международных сгруппированных почтовых отправлений с отметкой «Консигнация» и отправлений «EMS» и возможно в случае пересылки отправлений с объявленной ценностью;
  • или таможенной декларации CN 22, использование которой обязательно во время пересылки мелких пакетов, мешков «М» и отправлений «EMS» с вложением письменной корреспонденции и возможно в случае пересылки бандеролей;
  • или письменного заявления по форме согласно приложения 1 к Постановлению № 450.

Ответ: в случае вывоза (экспорта) подакцизных товаров декларантами (кроме граждан), суммарная фактурная стоимость которых не превышает 150 евро, акцизный налог не начисляется, а декларирование осуществляется на основании вышеуказанных документов, что является подтверждением экспорта этих товаров.

Какие новые штрафные санкции с акцизного налога?

С 01.03.2016 года Законом № 909-VIII предусмотрено введение системы электронного администрирования реализации горючего и электронной акцизной накладной при реализации топлива НКУ. С 1 апреля 2016 года акцизные накладные и электронное администрирования реализации горючего функционирует полноценно.

Ответ: в связи с нововведением законодательством предусмотрены штрафные санкции (ст.120.2 НКУ):

  • за нарушение предельных сроков регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных — от 2,0 до 40,0% суммы акцизного налога;
  • за отсутствие по вине плательщика акцизного налога регистрации акцизной накладной в Едином реестре акцизных накладных/расчета корректировки в течение более 120 календарных дней после даты, на которую плательщик налога обязан составить акцизную накладную/расчет корректировки – 50% суммы акцизного налога.

И только за время переходного периода с 1 марта по 1 апреля при нарушении сроков регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки в Едином реестре акцизных накладных, ответственность не применяется.

Штраф в размере 100% стоимости реализованного топлива грозит юрлицам и физлицам, которые осуществляют операции по реализации топлива без регистрации себя плательщиками акцизного налога (п.117.3 ст.117 НКУ).

Т.е. лица, которые планируют реализацию топлива, еще до начала осуществления такой реализации и ведения центральным органом исполнительной власти, должны пройти обязательную регистрацию как плательщики акцизного налога и внесены в реестр плательщиков акцизного налога с реализации горючего, — что регулирует пп.212.3.4 п.212.3 ст.212 НКУ.

Как заполнить заявление о регистрации плательщиком акцизного налога с реализации горючего?

Куда подается заявление? Заявление подается в контролирующий орган по основному месту учета исключительно в электронном виде по форме J(F)1310301 с соблюдением условий относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной цифровой подписи ответственных лиц.

Где взять такое заявление? Форму Заявления можно скачать на официальном веб-портале ГФС по этой ссылке: http://sfs.gov.ua/data/material/000/173/238684/Zrazok.pdf

Как подать заявление?

  • Заявление о регистрации плательщика акцизного налога с реализации горючего можно подать через личный кабинет электронного сервиса «Электронный кабинет плательщика» (обновленная версия). Вход в него возможен по адресу: cabinet.sfs.gov.ua
  • Либо плательщик самостоятельно на собственное усмотрение может выбрать другое программное обеспечение, которое формирует выходной файл в соответствии с утвержденным форматом (стандартом).

Все поля такого заявления обязательны для заполнения.

Как правильно заполнить сведения о пунктах по реализации топлива (пункт 5 Заявления):

  • код административной единицы внести в соответствии с ОКВЭД (кол.5), где находится пункт по реализации топлива, используя Классификатор объектов административно-территориального устройства, который размещен на сайте Государственной службы статистики;
  • код типа объектов налогообложения (кол.8) внести пользуясь Справочником типов объектов налогообложения;
  • код признака предоставления информации (кол.10) указать придерживаясь Правил заполнения признака предоставления информации, используя справочник признаков предоставления информации, который можно найти в примечании 6 Заявления.

Обращаем внимание, что в поле «код пункта реализации топлива» должно указываться числовое значение, а именно:

  • в отношении пунктов, которые являются филиалами или другими обособленными подразделениями заявителя — юрлица, должен указываться код ЕГРПОУ такого филиала или другого обособленного подразделения, если такие филиалы имеют собственные коды ЕГРПОУ, отличные от кода ЕГРПОУ юрлица;
  • в отношении пунктов, которые не являются филиалами или другими обособленными подразделениями юридического лица или не имеют собственных кодов ЕГРПОУ, должен указываться код по внутренней кодификации, принятой самим юрлицом (например, номера нефтебаз, АЗС, складов, цистерн и тому подобное).

Каждый пункт реализации топлива должен иметь в пределах предприятия свой уникальный код.

В поле кода пункта не рекомендуется указывать налоговый номер заявителя.

Заполнение поля «код пункта реализации» имеет значение для дальнейшего его использования при составлении акта инвентаризации объемов остатков топлива и при регистрации акцизных накладных пунктами, которым будет делегировано право выписки таких накладных.

И, отвечая на этот вопрос, представитель ГФС акцентировала внимание на том, что плательщикам, которыми некорректно заполнены данные по кодам пунктов реализации топлива в соответствующих заявлениях, например, для всех пунктов был указан код ЕГРПОУ юрлица или были сделаны другие ошибки, настоятельно рекомендуется подать заявления с указанием «изменения».

Как исчисляется акцизный налог с товаров, на которые установлены ставки в иностранной валюте?

Ответ. Налог с товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Украины, на которые установлены ставки налога в иностранной валюте, уплачивается в национальной валюте и рассчитывается по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному НБУ, действующему на первый день квартала, в котором осуществляется реализация товара (продукции), и остается неизменным в течение квартала (п.217.3 ст.217 НКУ).

Налог с товаров (продукции), реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли, на которые установлены ставки налога в иностранной валюте, уплачивается в национальной валюте и рассчитывается по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному НБУ, который действует на двадцатый день месяца, предшествующего кварталу, в котором осуществляется реализация товара (продукции), и остается неизменным в течение отчетного квартала.

Согласно пункту 218.2 статьи 218 НКУ налог с подакцизных товаров (продукции), что ввозятся на таможенную территорию Украины, исчисляется в национальной валюте по такому курсу валюты, который определен ст.39.1 НКУ, то есть применяется официальный курс валюты Украины к иностранной валюте, установленный Нацбанком, действующий на 0 часов дня представления таможенной декларации, а в случае, если таможенная декларация не подается, — дня определения налоговых обязательств.

Share on Google+0Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn0Share on VK